О центре

О центре
О центре

Целью обучения безопасности жизнедеятельности является достижение такого состояния общества, когда обеспечение соблюдения мер безопасности является внутренней потребностью каждого человека и для ее реализации созданы все необходимые условия.

Процесс обучения населения безопасности жизнедеятельности имеет свои особенности. В качестве передового примера в данном процессе можно считать создание комплексных инновационных образовательных площадок (центров), оборудованных инновационными аппаратно-программными комплексами и программным обеспечением, позволяющим моделировать различные опасные ситуации (аварии, чрезвычайные ситуации, преступления и т.д.). Данные образовательные площадки (центры) позволяют посредством многократного решения различных игровых ситуаций сформировать у обучающихся устойчивые навыки безопасного поведения (выявление и идентификация опасности, способы безопасной эвакуации, порядок передачи сообщений и т.д.). Подобные центры в настоящее время функционируют в ряде стран (Китайская Народная Республика, Южная Корея, Республика Беларусь и др.).

В Швеции обучение школьников носит обязательный характер, при этом оно проводится в пожарных частях. В обязательную программу входит формирование навыков поведения на пожаре, применение первичных средств пожаротушения при горении людей, мебели и т.д.

alt
alt
Общий вид площадки для обучения в Швеции

В Южной Корее обучение проводится в специализированных учебных центрах. Здание учебного центра является типовым и состоит из 4 этажей. Каждый этаж включает в себя ряд тематических площадок, предназначенных для определенной возрастной группы. На первом этаже проводится обучение детей в возрасте 3–8 лет, на втором этаже – 8–12 лет, на третьем – 12–16 лет, на четвертом – 16 лет и старше. Такое обучение осуществляется ежегодно для всех возрастных групп.

alt
alt
Площадки центра безопасности в Южной Корее

Интересным моментом является обучение взрослых людей правилам использования средств защиты органов дыхания и оказания первой помощи. При этом каждый взрослый может научиться приемам проведения сердечно-легочной реанимации. Помимо центров безопасности, активно используются анимационные материалы, где в игровой и шуточной форме формируются навыки поведения в чрезвычайных ситуациях.

В Китайской Народной Республике для обучения населения в 2005 году создан музей общественной безопасности Хайдянь. Музей прошел три стадии обновления: в 2008, 2010 и 2014 годах. Выставочный центр занимает площадь в 10 300 м2.

alt
alt
Музей общественной безопасности Хайдянь
Основные помещения (учебные площадки) музея направлены на решение следующих задач:
  • Получение представления об экологической безопасности.
  • Отработка правил эвакуации из зданий и помещений при различных чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение, обрушение здания, и др.).
  • Отработка правил эвакуации из зданий и помещений при различных чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение, обрушение здания, и др.).
  • Получение навыков использования первичных средств пожаротушения (тренажер тушения виртуального пожара с помощью огнетушителя-тренажера).
  • Предупреждение возникновения паники в случае пожара в вагоне поезда метрополитена и правила эвакуации из него.
  • Понимание назначения световых указателей безопасной эвакуации из зданий.
  • Отработка безопасных действий на производстве.
  • Отработка навыков спасения на воде.
  • Отработка действий противовоздушной обороны для обеспечения безопасности населения.
  • Отработка модели безопасного поведения на улице.
  • Отработка действий при встрече с незнакомцами.
  • Профилактика инфекционных заболеваний и борьба с ними.

Следует отметить, что обучение проводится не в составе организованных групп, а посетители музея должны самостоятельно освоить учебный материал.

В Республике Беларусь

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у населения одно из значимых направлений деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует создания и развития современных форм обучения подрастающего поколения безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 года № 466, государственная политика в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения реализуется в том числе посредством создания в стране не менее семи (в каждой области и г. Минске) региональных образовательных центров, ориентированных на обучение детей основам безопасности жизнедеятельности и оснащенных современным учебным оборудованием и наглядными пособиями, тренажерами с необходимым программным обеспечением.

Строительство центра в г. Минске начато в ноябре 2014 года. При строительстве и оснащении экспозиций центра учтен лучший мировой опыт, а также опыт создания и функционирования территориальных центров безопасности. Аналоги центров безопасности в странах СНГ и Европы отсутствуют.

Помимо основных на центр возложены дополнительные функции по координации работы территориальных центров безопасности и проведению научно-методической работы в области безопасности жизнедеятельности.

Центр представляет собой трехэтажное здание с подвалом. Общая площадь более 10 000 м2.

При общем руководстве и координации МЧС в создании экспозиций центра приняли участие Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики, Министерство лесного хозяйства, Белорусский государственный концерн по нефти и химии.

С помощью инновационных технологий и тренажеров-симуляторов посетители центра имеют возможность отработать практические навыки спасения и самоспасения. Экспозиции центров безопасности строятся с максимальной передачей реальности на базе современных информационных технологий, с использованием цифровой среды, технологий дополненной и виртуальной реальности.

В образовательном центре безопасности система воспитания детей и учащейся молодежи осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики.

Внедренные в центре активные формы и методы обучения правилам безопасности позволяют растущему человеку осознать ценность человеческой жизни, сформировать культуру безопасного поведения, ответственную гражданскую позицию.

Кроме этого, считаем важным сформировать у наших посетителей чувство гордости за страну, которая думает о безопасности людей, создавая подобные центры.

Известно, что максимальная эффективность образовательного процесса достигается путем применения наглядных информационных материалов, освоения инновационных форм и методов обучения.

Экспозиции центра безопасности, построенные с максимальной передачей реальности на базе современных информационных технологий, с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности представляют интерес для населения.

Большой популярностью среди молодёжи в нашей стране пользуются квесты, как развлечение. Это интеллектуальный вид досуга. Квест — это игра в реальности, в которой участникам необходимо выбраться из закрытого помещения, стилизованного антуражными декорациями, наполненного различными тайниками, секретами и приключениями. Игрокам придется разгадывать головоломки, искать подсказки, ключи. На наш взгляд, квесты должны не только развлекать, но и воспитывать у игроков доброту, человечность, эмпатию, сочувствие, внимательность, отзывчивость, милосердие.

Воспитание человечности — это главная ценность образования, на наш взгляд.

В первые минуты экстремальной ситуации под действием страха, неожиданности, паники, в состоянии аффекта человек действует рефлекторно, на уровне подсознания. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций подтверждает, что число жертв среди населения, знающего и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, на 35 — 40 % меньше. Следовательно, повысить уровень безопасности общества и граждан возможно путем формирования моделей безопасного поведения.

Конечно же, в учреждениях образования проводятся занятия по безопасности жизнедеятельности. Более того, в Беларуси с 01.09.2016 г. дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» включена в перечень обязательных для изучения учебных предметов в общеобразовательных школах (ранее она была факультативной). Однако школьные занятия прививают детям лишь базовые навыки поведения в экстремальных ситуациях, кроме того, материальная база данных учреждений не рассчитана на углубленное изучение вопросов безопасности, а тем более практическую отработку знаний и умений.

Разработка и внедрение современных и эффективных средств и технологий обучения населения безопасности жизнедеятельности имеют ярко выраженный социальный эффект, как правило, не исчисляемый в денежном эквиваленте. Вместе с тем, согласно мировым экспертных оценок, с учетом того, что по вине ошибок человека происходит от 80 до 94 % пожаров, аварий и техногенных катастроф, обучение в центре позволит выработать безопасное поведение людей.

Мы осознаем, что обучение основам безопасности жизнедеятельности — это невидимый процесс, имеющий долгосрочное влияние на граждан. За счет повышения уровня культуры безопасности, снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» через обучение возможно сократить гибель людей и материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций.

Центр позволяет организовать обучение на высоком уровне: отработать действия в чрезвычайных ситуациях, повысить уровень безопасности жизнедеятельности, сформировать правильное поведение. Полученные навыки помогут сохранить здоровье и снизить гибель людей.

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies